Екатерина II Алексеевна Великая

(урождённая Софья Фредерика Августа, принцесса Анхальт-Цербстская)

(1729-1796)

российская императрица (с 1762). Способствовала развитию науки, искусства и образования. Осн. ряд новых учебных заведений, в т.ч. первые в России женские учебные заведения (Смольный институт, Екатерининское училище), воспитательные дома, Общество благородных девиц. При Е.II проведена реформа образования: создана сеть городских школьных учреждений, осн. на классно-урочной системе. Воспитательные идеи, кратко изложенные в одной из глав "Наказа" для депутатов Комиссии об Уложении (1767), впоследствии были изложены Е.II в аллегорических сказках: "О царевиче Хлоре" (1781) и "О царевиче Февее" (1782) и в Инструкции (1784) князю Н. Салтыкову — воспитателю великих князей Александра и Константина Павловичей. Гл. задачами воспитания она считала формирование нравственности, гуманности, справедливости, уважения к законам, снисходительности к людям. Большое значение придавала умственному и физическому развитию. Лично контролируя воспитание своих внуков, Е.II составила учебную библиотеку и написала для них "Записки касательно российской истории".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 356)

Ч33(2)464

Источник: Педагогический терминологический словарь на Gufo.me